|
|
Данная программа комплексная, имеет интегрированный характер, состоит из 7 дисциплин, которые органически взаимосвязаны, объединенные единой целью.
Задачи программы:
- создание условий для раскрытия таланта каждого ребенка и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
- развитие навыков общения и коммуникации;
- приобщение к широкому пласту духовно-нравственных и культурных традиций Украины;
- развитие творческого мышления, воображения, дара импровизации, способности к быстрой ориентации во времени, сценическом пространстве;
- развитие у детей чувства любви к прекрасному, понимания и любви к театральному искусству;
- формирование определённого типа личности с широкими эстетическими запросами, высокой культурой художественных способностей и потребностью в активной творческой деятельности, т.е. реализации творческой энергии;
- развитие умения понимать другого человека, сочувствовать ему.
Желательно быть в удобной не сковывающей движения одежде и в сменной обуви.
1-й уровень - детская группа | (5-9 лет) | |
2-й уровень - подростковая группа (1) | (10-12 лет) | |
3-й уровень - подростковая группа (2) | (13-15 лет) | |
4-й уровень - юношеская группа |
|
(16-17 лет) |
| ||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е Д И С Ц И П Л И Н --- | |
АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО |
Как дисциплина помогает в жизни: обретение уверенности в себе, раскрытие творческого потенциала, избавление от зажимов, нацеленность на успех, раскрепощение, развитие лидерских качеств. Программа поможет: - осознать и раскрыть свой внутренний творческий потенциал, поверить в свою неповторимость и уникальность; - сделать свою творческую природу более открытой и свободной; - через погружение в себя, партнера, ситуацию, научиться саморегуляции психологических и физических состояний; - освоить азы актерской игры; - познакомиться с техниками импровизации и перевоплощения; - научиться быть органичным и непосредственным, как на сцене, так и в жизни. | |
Значимость предмета для развития творческого потенциала: | |
В структуре занятия: | |
Возрастные группы:
- 5 - 9 лет - 10 - 12 лет - 13 - 15 лет - 16 - 17 лет |
|
Результат:
- Развитие всех качеств гармоничной личности: умение проявлять себя в любой жизненной ситуации, способность креативно мыслить, ставить и решать незаурядные задачи; - Обретение навыков актерского мастерства, работы перед камерой, умение входить в образ; навыки концентрации и самовыражения, внимания, «игротехники», умение чувствовать и слышать окружающих, пластика тела, снятие зажимов, умение красиво преподносить свои движения, жесты и мимику. |
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (Курс ораторского искусства и риторики)
|
Как дисциплина помогает в жизни:
научиться говорить грамотно и легко, избавиться от страха публичного выступления, грамотно излагать свои мысли, отработать четкую дикцию и динамику звучания голоса красиво выступать перед аудиторией, убедительно отвечать на экзаменах, давать и брать интервью, ярко произносить речь, вести разговор легко и интересно.
В структуре занятия: разминка, упражнения, ролевые игры, речевые и голосовые тренинги, монологи, презентации, разработка текстов выступления, речевые ситуации и события, коммуникативные тренинги, публичные выступления, прослушивание записей литературно художественных произведений в исполнении известных актеров, обсуждение, анализ видеозаписи упражнений, чаепитие и общение внутри группы. | |
Работа вне аудитории: подготовка мини домашних заданий, рекомендации по интересующей литературе |
|
Краткий обзор занятий:
- Дыхание, голос, звук. - Дикция и артикуляционная гимнастика. - Орфоэпия. Литературная норма и говор. Особенности ударения. - Работа с орфографическими и толковыми словарями, со словарями устаревших слов. - Логика речи, логическое ударение. Интонация в речевом общении - Исполнение художественной прозы - Русские народные сказки, специфика их чтения. - Местный колорит и диалекты. - Басня. Работа над сатирическими жанрами. - Монолог. Художественное чтение монолога. - Раскрытие конфликта в художественном произведении. | |
ВОКАЛ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА |
|
Вопросы для самопроверки:
Что такое УВЕРТЮРА? Что такое СОПРАНО и ДИСКАНТ? Чем отличается ТЕНОР от БАРИТОНА, АЛЬТ от БАСА? Чем отличается ОПЕРА от ОПЕРЕТТЫ, а ОПЕРЕТТА от МЮЗИКЛА? Чем отличается ДЖАЗ от БЛЮЗА? Чем отличается ВИОЛОНЧЕЛЬ от КОНТРАБАСА? А также, что такое КАНТАТА, ОРАТОРИЯ, ЛИБРЕТТО.... Часто услышав многие из этих слов с экранов телевизоров, мы даже не задумываемся об их значении, а при необходимости поддержать разговор на музыкальные темы, часто попадаем в неловкое положение. Мы стремимся, чтобы наши дети, пусть не запоют профессионально, но станут всесторонне развитыми и не боялись общения на интеллектуальные темы, чтобы научились разбираться в красивой музыке и могли отличить музыкальное произведение от примитивного "ля-ля-ля". |
Как дисциплина помогает в жизни: обретение уверенности в себе, раскрытие творческого потенциала, избавление от зажимов, нацеленность на успех, раскрепощение, развитие лидерских качеств Цель: Формирование представления о стилях и направлениях в музыке, о видах музыкальных инструментов. Развитие певческих навыков у студийцев, занимающихся актерским мастерством, выявление особо одаренных и талантливых детей, раскрытие их способностей по средствам музыкально-певческих приемов.
Задачи: -оказать профессиональную помощь в подготовке юных актеров, музыкально-сценического образа; - дать понятие голосового аппарата о профессиональном певческом голосе, индивидуальных особенностях; - научить приемам музыкального самовыражения и саморегуляции, координации между слуховыми представлениями и звуковым воспроизведением; - ознакомить со стилями и направлениями в музыке; - привить любовь к инструментальной музыке. | |
Краткий обзор занятий:
- Певческие голоса, их разновидности (альт, сопрано, дискант): Певческие мужские, женские и детские голоса и их характеристики. - Основы нотной грамоты. Викторина «Семь волшебных нот»; - Специальные упражнения на формирование правильного певческого дыхания. Звукообразование. - Роль музыки в спектакле Особенности театральной музыки. Музыка в театральном представлении. Этапы подбора музыкального оформления для спектакля. Подбор музыкальных номеров для оформления актерского этюда. - Ритм. Тембр и динамика голоса. |
|
- Музыкальная тема как основа музыкальной драматургии. Лейттемы и лейтмотивы.
Типовые виды театральной музыки (увертюра, музыкальные антракты, музыкальный финал акта или спектакля, музыкальные номера по ходу сценического действия). - Познавательная игра «Угадай мелодию». Показ актерского этюда, в котором используется музыкальное оформление. Показ пластического этюда на раскрытие характера звучащей музыки. - Понятия «ритм» и «метр» в музыке. Зависимость произведения от ритма и метра. | |
- Знакомство с работой звукорежиссера театра. Подбор музыкального материала.
- Зависимость музыкального оформления от жанра пьесы, стиля автора, его писательской манеры. - Зависимость музыкального оформления от социальной принадлежности героев пьесы. - Национальный колорит пьесы. Подбор музыки с учетом национальных особенностей драматургии.
- Развивающая игра «Озвучь видеоролик». Музыкальное оформление постановочного спектакля. |
ХОРЕОГРАФИЯ И ПЛАСТИКА |
Как дисциплины помогают в жизни: обретение уверенности в себе, раскрытие творческого потенциала, избавление от зажимов, нацеленность на успех, раскрепощение, развитие лидерских качеств | |
Изучение курса «Хореография» способствует эстетическому воспитанию детей и подростков, развитию художественного вкуса. |
|
Краткий обзор занятий: | |
Классический танец |
|
Посещение концерта хореографического ансамбля. Основы школы классического танца.
Общая гимнастика. Гимнастика на полу. Разогрев различных групп мышц. Укрепление мышц стопы, живота и спины. Понятие о выворотности, растяжка. Постепенное увеличение физической нагрузки. Ускорение темпа занятия. Усложнение упражнений с учетом достигнутых результатов. Выворотность в стопе, коленном и тазобедренном суставах. Корректировка прогибов в позвоночнике. Растяжка мышц шеи в длину. Умение «держать крест» грудными мышцами и мышцами плечевого пояса. Постановка корпуса. Позиции ног, рук. | |
Основы европейского танца
Медленный Вальс, Медленный Фокстрот, Танго, Квикстеп Венский Вальс История и основные характеристики танца, основные движения. |
|
Основы латиноамериканского танца
Самба Румба Ча-ча-ча Джайв Пасадобль Сальса Мамба Бачата История и основные характеристики танца, основные движения. | |
Другие направления в танце
Джаз-модерн Восточные танцы Современные танцы Contemporary dance Hip-Hop Tecktonik [Elektro dance] Pj-dance (go-go) Ragga-Jam Необходимая форма одежды для занятий: обтягивающий верх (майка, футболка), лосины или трикотажные шорты, носки, обувь на каблучке. Волосы убраны в пучок или хвост. |
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ОСНОВЫ ДЕФИЛЕ |
Предмет сценического движения направлен на гармоническое развитие ребенка. Хотя в его рамках акцент делается в основном на физическом развитии тела, но это развитие тесно связано с формированием личности в целом. Упражнения можно разделить на несколько технических групп: техника кувырков, техника различных перекатов, прыжковая техника и т.д. Предлагаются несколько тренировочных упражнений для разминки тела. Как дисциплина помогает в жизни: «Сценическое движение» имеет большое значение для физического и эстетического развития учащегося, а также укрепляет мышцы всего тела, развивает мягкость и эластичность движений. | |
Задачи предмета:
• Пластическое воспитание ребенка. Пластическая культура: психические и психофизические качества, двигательные навыки. Содержание понятия «пластичность». Понятие «современность» применительно к сценической пластике. • Развитие гибкости и подвижности тела в гимнастических упражнениях. Ловкость. Внимание, двигательная память и контроль над движениями. Навыки общие и частные. • Воспитание смелости, тренировка воли и внимания. • Совершенствование координации движений. • Подготовка к освоению техники пластических трюков (кувырки, боковые перекаты, «каскад»). |
|
• Приобрести навыки рече-двигательной и вокально-двигательной координации. Сценическое действие как единый психофизический процесс • Приобрести частные навыки: культура поведения в концертном исполнении (выход на сцену и уход за кулисы, поклоны, приветственные и приглашающие жесты и т. п.). • Изучить стиль и жанр в сценической пластике: Понятия «стиль» и «жанр» в современной режиссуре. • Ознакомиться со стилистикой движений, манерами и этикетом в различные исторические эпохи. Историческая конкретность изображения как обязательное требование реалистического театра. | |
• Изучить особенности бытовой пластики людей в различные эпохи. Регламентация внешнего поведения: социальное содержание этикета и формы его проявления. Конкретное смысловое содержание этикетных действий и их стилизация в пластике. • Определить основную сущность понятия «хороший тон» в его историческом развитии. • Стилевые признаки бытовой пластики испанского дворянства XVI-XVII вв. (осанка, походка, обращение с оружием, плащом, широкополой шляпой, веером; характерные позы и жесты). Мужские и женские поклоны. Элементы религиозного ритуала католической церкви. • Изучить и освоить сочетание ходьбы с поклонами, позами, жестами. Движение в парах (кавалер с дамой) и без партнера. Движения рук с плащом, шляпой, веером в сочетании с ходьбой и позами сидя и стоя. • Показать этюды на тему «Манеры и этикет в различные исторические эпохи». |
|
Основные формы работы – это ритмические упражнения, приучающие слушателей к активному восприятию музыки. Занятия по сценическому движению проводятся в энергичном темпе, не прерывая их длительными объяснениями и поправками. Во всех упражнениях нужно добиваться мышечной свободы и пластики.
Занятия сценического движения подразумевают в себе ещё и формирование некоторых элементов хореографического искусства, подготовку танцевальных номеров для спектаклей. | |
Основной задачей сценического движения является достижение абсолютной мышечной свободы, лёгкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавлении от неуверенности и страха. Педагогически важно развивать в детях умение решать проблемные ситуации. В центр внимания учебно-воспитательного процесса мы ставим личность ребёнка, его интересы, творческие способности, потребность в творческой деятельности, способность к импровизации. |
|
Краткий обзор занятий: Введение в предмет. Тренаж физического аппарата. Тренировка наблюдательности. Простые упражнения на развитие координации движений. Тренировка музыкальности и ритмичности. Упражнения по исправлению осанки и походки. Специальные упражнения, тренирующие навык непрерывности и прерывности. Упражнения, тренирующие умение выполнять движения отдельными частями тела при полной неподвижности остальных его частей. | |
Сложные упражнения на развитие координации движения.
Точная и последовательная организация речи и движения. Обучение равномерному непрерывному движению, воспитание пластичности и музыкальности. Воспитание «взрывности», быстроты, чувства пластической формы. Пластическая выразительность рук. Жест как один из способов выражения действия.
Единство формы и содержания жеста.
Жест иллюстративный, семантический и эмоциональный.
|
|
Организация движения во времени и пространстве. Развитие фантазии, чувства композиции и пластической формы. Воспитание способности двигаться в музыке и с музыкой. Сочинение обучающимися этюдов по разделам курса. Жесты и мимика. Элементы пантомимы. | |
Стилистика движений, манеры и этикет в различные исторические эпохи. Историческая конкретность изображения как обязательное требование реалистического театра. Особенности бытовой пластики людей в различные эпохи.
Сочетание ходьбы с поклонами, позами, жестами. Движение в парах (кавалер с дамой) и без партнера. Движения рук с плащом, шляпой, веером в сочетании с ходьбой и позами сидя и стоя. Показ этюдов на тему «Манеры и этикет в различные исторические эпохи.
Трюковая пластика. Сценические падения.
Приемы сценического боя без оружия. Условность сценического боя: воспроизведение внешней формы движений без реального прикосновения к цели. Точность реакции актера, воспроизводящего эффект получения удара - условие создания зрительной иллюзии.
Пощечина. Способы озвучивания. Несколько пощечин подряд. Обмен пощечинами. |
|
|
ОСНОВЫ ДЕФИЛЕ
Как предмет помогает в жизни: формирование правильной осанки, красивой походки. Основные задачи и навыки:
Необходимая форма одежды для занятий: обтягивающий верх (майка, футболка), лосины или трикотажные шорты, носки, обувь на каблучке. Волосы убраны в пучок или хвост. |
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО |
Занятия по декоративно-прикладному искусству направлены на развитие творческой активности, фантазии и воображения, формирование художественной культуры и мышления детей, воспитание усидчивости, трудолюбия и внимания. |
|
Как дисциплина помогает в жизни: создание интересных подарков, сувениров, украшений и аксессуаров своими руками. Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время. | |
На этих занятиях ребята преобретают умения и навыки творчества из разнообразных материалов с помощью различных технологий:
|
|
В процессе развития эстетического, образного восприятия происходит знакомство с классической закономерностью народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.); Развитие индивидуального творчества детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу. | |
ЭТИКА И ЭТИКЕТ |
Правилами этикета должен владеть каждый человек в совершенстве. В них прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома и в обществе, правила поведения в экстремальных ситуациях. Но, к сожалению, очень часто нам приходится их изучать уже будучи в зрелом возрасте. Иногда это становится настоящей проблемой. Если человек не знает как вести себя в обществе, он смущается, начинает нервничать, чувствует себя неуверенно. Именно поэтому осваивать основы этикета лучше с самого детства. |
|
Правила этикета нужны везде: в школе, в транспорте, дома, в гостях, в театре и многих других местах. Основные правила довольно просты и детям не составит труда их запомнить. Дети, изучившие все правила и применяющие их в жизни, никогда не попадут в неловкую ситуацию и избегут нелепых казусов. А это способствует повышению детской самооценке и формированию целостной личности. Важно, чтобы ребенок еще в самом юном возрасте чувствовал себя уверенным. Эта уверенность в свою очередь должна быть основана на его собственных достижениях. |